Toggle navigation

Новости

НДС при уступке права требования возмещения убытков: разъяснения Минфина

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 ноября 2024 г. N 03-07-11/113885 О применении НДС при уступке права требования возмещения убытков

18 февраля 2025

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу применения налога на добавленную стоимость при уступке права требования возмещения убытков сообщает следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В связи с этим операции по уступке права требования возмещения убытков признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 1 статьи 153 Кодекса предусмотрено, что при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 Кодекса. Такие особенности установлены статьей 155 Кодекса. При этом особенности определения налоговой базы при уступке права требования возмещения убытков указанной статьей 155 Кодекса не установлены.

В связи с этим при уступке указанных имущественных прав первоначальный кредитор определяет налоговую базу в соответствии с пунктом 2 статьи 153 Кодекса, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Что касается вычета налога на добавленную стоимость, предъявленного новому кредитору при уступке права требования возмещения убытков, то согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, если новым кредитором, получившим право требования возмещения убытков, осуществляется последующая уступка этого права требования, признаваемая объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, предъявленные первоначальным кредитором по правам требования возмещения убытков, принимаются к вычету новым кредитором в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

В случае, если последующая уступка права требования возмещения убытков новым кредитором не осуществляется, а происходит прекращение соответствующего обязательства, то суммы возмещения убытков по денежному требованию, уступленному первоначальным кредитором, новым кредитором в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются и, соответственно, оснований для принятия к вычету новым кредитором сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных первоначальным кредитором, не имеется.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Источник СПС Гарант.


Разъяснен порядок определения налоговой базы по НДС при применении УСН

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 февраля 2025 г. N 03-07-11/9637 О применении НДС с 1 января 2025 г. организацией, применяющей УСН

18 февраля 2025

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ1 (далее - Закон N 176-ФЗ) с 01.01.2025 изменяется порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС), организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками НДС (далее - налогоплательщик УСН).

Согласно Закону N 176-ФЗ при реализации товаров, работ, услуг налогоплательщики УСН вправе производить налогообложение соответствующих операций по одной из установленных налоговых ставок. Налоговые ставки могут меняться в течение календарного года при условии превышения установленных величин размера доходов.

Федеральной налоговой службой в связи с принятием Закона N 176-ФЗ разработаны и доведены до налогоплательщиков Методические рекомендации2, содержащие, в том числе, рекомендации исчисления НДС "по длящимся договорам, заключенным до 01.01.2025" (далее - длящийся договор), согласно которым покупатель вправе отказаться изменять договор и не доплачивать налогоплательщику УСН сумму соответствующего НДС, при возникновении у него обязанности с 01.01.2025 уплачивать указанный налог в бюджет.

Закупочная деятельность ПАО и организаций системы (далее также - "Компания" и "ОС" соответственно) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ3 (далее - Закон N 223-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Участниками закупок могут быть как плательщики НДС, так и налогоплательщики УСН.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В целях исполнения требований Закона N 223-ФЗ с учетом положений Закона N 176-ФЗ и рекомендаций, доведенных ФНС России, просим Министерство финансов Российской Федерации подтвердить обоснованность позиции ПАО в отношении следующего:

Компанией (ОС) до 01.01.2025 с налогоплательщиком УСН, победителем закупочной процедуры по Закону N 223-ФЗ, заключен длящийся договор, условиями которого предусмотрено, что цена в договоре установлена без НДС (НДС не облагается) в связи с применением контрагентом упрощенной системы налогообложения. Если с 01.01.2025 у налогоплательщика УСН, заключившего такой договор, возникнет обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет, то:

a. сформированная по результатам закупочных процедур цена товара (услуг, работ) по длящемуся договору остается без изменения. Сумма НДС должна определяться налогоплательщиком УСН расчетным методом и будет уменьшать его доход.

b. отсутствует необходимость изменения длящегося договора и цены товара (услуг, работ), если применяемая налогоплательщиком УСН ставка НДС будет меняться в 2025 в зависимости от сумм доходов, полученных поставщиком товаров (работ, услуг) в течение года.

------------------------------

1 Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

2 Письмо ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@ "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по НДС для УСН")

3 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

------------------------------

Ответ: В связи с обращением по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение анализа договоров, заключенных организацией в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим, а также учитывая, что положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не регулируются вопросы, касающиеся порядка определения цены договоров, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.

Одновременно отмечаем, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Законом N 223-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке), которые должны содержать требования к закупке, в том числе порядок исполнения договоров.

В этой связи договор, заключенный по результатам осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ закупки, подлежит исполнению, в том числе в части оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе Гражданским кодексом, положением о закупке и условиями, предусмотренными договором.

Также с учетом частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ основания и порядок изменения и расторжения договора регулируются ГК РФ и положением о закупке.

Таким образом, вопросы, связанные с изменением договора, решаются сторонами договора в соответствии с нормами Гражданского кодекса, положением о закупке и заключенным договором.

С 1 января 2025 года вступили в силу положения Кодекса, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками НДС.

В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В случае, если с 1 января 2025 года организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такими организацией или индивидуальным предпринимателем, облагаются НДС в общеустановленном порядке. В связи с этим указанными организацией или индивидуальным предпринимателем при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1-3 статьи 164 Кодекса, если этими организацией или индивидуальным предпринимателем решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация или индивидуальный предприниматель вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.

Учитывая изложенное, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. При этом сумма НДС, исчисленная такими организацией или индивидуальным предпринимателем исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к оплате покупателю товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых ими товаров (работ, услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Источник СПС Гарант.


Нюансы применения нулевой ставки НДС при ж/д перевозках

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 декабря 2024 г. N 03-07-08/121475

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о применении абзаца десятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

В соответствии с абзацем десятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации и осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию Российской Федерации (от порта или пограничных станций, расположенных на территории Российской Федерации) до станции назначения товаров, расположенной на территории Российской Федерации, применяется ставка НДС в размере 0 процентов. Указанные услуги подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Согласно регламенту, утвержденному приказом Минтранса России от 4 февраля 2012 г. N 31 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по определению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти морских и речных портов, автомобильных станций и аэропортов, участвующих в смешанном сообщении", принятие решения об определении морских и речных портов возлагается на Росжелдор. Информация, указанная в приказе Росжелдора, публикуется в соответствующем тарифном руководстве и сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом.

Заместитель директора Департамента

В.А. Прокаев

Источник СПС Гарант.


Учредители, которые попали под санкции, смогут засекретить создаваемые компании

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2025 г. N 94 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. N 1625"

ФНС ограничивает доступ к сведениям ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности и некоторым данным из ЕГРЮЛ в отношении российских организаций, которые попали или могут попасть под санкции. Минфин ведет непубличный перечень таких лиц.

Установлено, что доступ к сведениям о юрлице может быть ограничен, если его учредитель, осуществляющий контроль и оказывающий на него значительное влияние, попал под санкции. При этом учредителем должна быть организация.

Учредитель до направления в ФНС документов для госрегистрации подает в Минфин ходатайство о включении в перечень такого юрлица после его госрегистрации.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Источник СПС Гарант.